Последовательное масштабирование бизнеса стартапа
Жизненный цикл продукта, создаваемого стартапом можно разбить на несколько последовательных этапов, для простоты всего четыре.
- Создание продукта. На этом этапе происходит разработка, тестирование и запуск продукта. Аудитория продукта – первые пользователи, которые встречают все недоработки и проблемы и дают обратную связь. На этом этапе не важна большая аудитория – важно отполировать продукт и сделать его качественным.
- Тестирование модели. Когда продукт готов к эксплуатации, наступает время тестировать работоспособность бизнес-модели, принимать первые платежи от пользователей, запускать в работу услуги. На этом этапе важно привлечение дополнительных пользователей, которые будут знакомиться с продуктом, тестировать его в деле и платить первые деньги (возможно только обещать платить, вводить данные кредитной карты).
- Выстраивание процессов. Когда модель проверена, доказана ее работоспособность и потенциальная успешность бизнеса на этой модели, пора приступать к выстраиванию процессов работы с клиентами. На этом этапе определяются и фиксируются параметры конверсии, стоимость обслуживания клиента, стоимость привлечения клиента, средний доход с клиента. Выстраивается инфраструктура. Конечная цель этого этапа – получить масштабируемую модель, которая будет оставаться прибыльной при росте количества пользователей и работающую инфраструктуру для качественного предоставления услуг большому количеству пользователей.
- Масштабирование. Самый интересный этап, который проверяет качество подготовки. На этом этапе массово привлекаются пользователи, проводятся рекламные кампании, наращивается аудитория проекта. На этом этапе тестируются маркетинговые каналы, выбираются самые эффективные и увеличиваются активности и бюджеты в эффективных каналах.
Своевременность и последовательность крайне важна. Тестируя модель на откровенно сыром продукте можно получить неверный результат – возможно люди готовы платить за продукт, да качество отпугивает. Не проверив и не выстроив модель тестировать процессы тоже бессмысленно – возможно, что и денег-то заработать нельзя в модели, и не важна здесь стоимость привлечения клиента.
Самая, конечно, большая ошибка – масштабировать продукт, который технологически или процессно не готов – бизнес может захлебнуться. Представьте себе, что на вашу социальную сеть вместо сотен обрушились миллионы и сервера не приходят в сознание. Или же, ваша техническая поддержка не справляется с возросшим количеством звонков. Или расходы на предоставление продукта растут с ростом количества покупателей. Все это может сильно покалечить встающий на ноги бизнес.
Материал взят с сайта www.radiag.ru Дата публикации: 10.01.2013