Как создать бизнес на подделках блокбастеров?

Выравнивание фотографии по центру

Фотография


Выравнивание по ширине Отступ первой строки

Видели новый фильм про Линкольна? Тот, где он с толпой солдат сражается с нечистью? Нет, речь не о «Президенте Линкольне: Охотнике на вампиров» кинокомпании Fox: эта картина с бюджетом $70 млн собрала более $100 млн. Я говорю о другом фильме — «Авраам Линкольн против зомби». Какая между ними разница, спросите вы. А вот какая: бюджет этого фильма, который создала крошечная, но страшно деятельная компания Asylum, всего $250 000, а сборы составили $400 000.


Запутались? Это нормально. Речь идет о так называемых мокбастерах — низкобюджетных фильмах, которые зачастую повторяют сюжет раскрученных блокбастеров, но выпускаются на несколько недель раньше, чтобы привлечь внимание неискушенного зрителя (или сбить его с толку). В век Amazon, Netflix и более двухсот кабельных каналов, жаждущих новых зрелищ для своей аудитории, Asylum разрабатывает нишу, которая неинтересна Голливуду. В этом году Asylum, основанная Дэвидом Лэттом и Дэвидом Римави, выпустит 28 фильмов, а ведь крупные киностудии производят в среднем по 15 картин.


Конечно, с названиями типа «Мега-акула против крокозавра» или «Непристойное кино» Оскара не получишь, да и на первые места бокс-офисов не выйдешь. Но такие фильмы позволяют заполнить ночной эфир телеканалам и расширить библиотеки сервисам видео по запросу (VOD). У Asylum есть соглашения о дистрибуции с Amazon, Netflix и Хbox, которые скупают всю продукцию этой киностудии. «Их картины привлекают зрителей. — говорит Томас Витал, глава отдела по закупке фильмов кабельного телеканала Syfy. — Главная цель фильмов, которые показывают в субботу вечером, — помочь зрителю ускользнуть от реальности. И это у Asylum отлично получается». Фильмы приносят Asylum стабильный заработок: за последний год выручка компании составила $12 млн. Конечно, это смешные цифры для Голливуда: даже провальный фильм может принести больше за премьерные выходные. Тем не менее рентабельность Asylum держится на уровне 15%. Производство картины занимает в среднем полгода, в то время как в крупных кинокомпаниях — по крайней мере год. Средний бюджет — $250 000, а снимает Asylum на собственные средства.


Как бы смешно это ни звучало, но Лэтт и Римави начинали свой кинобизнес с артхауса. В 1996 году Римави потерял работу в австралийской компании Village Roadshow (трилогии «Матрицы» и «Друзей Оушена», «Гран Торино» и другие фильмы), и вместе с Лэттом они пытались протолкнуть артхаусные фильмы на полки розничной сети Hollywood Video. Замечательная идея, но кто захочет смотреть работы режиссеров-новичков? Hollywood Video и конкурирующая с ней сеть Blockbuster сообщили, что им нужны фильмы категории B: ужастики и молодежные комедии. «Мы стали искать такие фильмы, — рассказывает Лэтт. — Оказалось, что все хорошие уже купили Lionsgate или другие компании, которые могли предложить больше денег, чем мы. Тогда мы подумали: а почему самим не снять такие фильмы?»


В 2004 году Лэтт с Римави работали над экранизацией «Войны миров» Герберта Уэллса для Blockbuster, когда стало известно, что Paramount собирается экранизировать тот же роман, причем режиссером стал Стивен Спилберг, а в главной роли — Том Круз. В Asylum решили прекратить съемки, полагая, что их малобюджетный фильм будет никому не нужен, ведь блокбастер с $130-миллионным бюджетом просто взорвет кинотеатры. Но они ошибались. «Blockbuster заявила: «Мы не отказываемся от нашего фильма. Зрители ждали его появления и не все ходят в кинотеатры», — рассказывает Римави.


В итоге версия Asylum стал хитом среди фильмов, не выходящих в кинопрокат. Лэтт с Римави решили не останавливаться на достигнутом и сняли «Короля затерянного мира» (по «Кинг-Конгу») и «Сокровища Да Винчи».


Сейчас мокбастеры составляют 30% продукции компании. Но по поводу многих из этих фильмов Asylum получает жалобы из киностудий. До суда дело дошло пока только один раз: Universal обвинила Asylum в том, что в фильме «Морской бой по-американски» используется название и графика рекламы их $210-миллионного блокбастера «Морской бой», который вышел летом. Лэтт и Римави поменяли название на «Американский боевой корабль» и немного изменили графику.«В киностудиях привыкли, что все проблемы решаются с помощью одного-единственного телефонного звонка. — рассказывает Римави. — Но мы в этом деле не новички, как и наши юристы. У нас выход фильмов не задерживается, все идет по плану». В Universal от комментариев отказались.


Самое главное для Лэтта и Римави — постоянно что-то придумывать. Так, например, поскольку в меню VOD фильмы расположены в алфавитном порядке, Asylum делает множество фильмов, названия которых начинаются с буквы «а», с цифры или символа. Одна из самых популярных и прибыльных картин — «№1 лагерь для черлидерш». А названию «Атака двуглавых акул» они предпочли «2-главые акулы атакуют».


По словам Лэтта и Римави, это был последний год, когда Asylum выпустила 28 картин. Они больше не будут снимать по два-три фильма в месяц, а сосредоточатся на небольшом количестве картин, таких, например, как фильм ужасов «#Задержи дыхание» (разумеется, «решетка» в названии не случайность). Его бюджет составит $200 000, и он скоро выйдет на экраны, на этот раз — кинотеатров. И цель не в том, чтобы попасть в топы бокс-офисов. Кабельные телеканалы поместят фильм, выпущенный в прокат всего лишь десятью копиями, на главную страницу меню VOD с броским анонсом «Идет в кинотеатрах». Вот такой он, новый Голливуд.




Материал взят с сайта www.forbes.ru
Дата публикации: 15.10.2012